Douglas Pearce «Death in June» с концертом в Арт-центре им. Веры Хододной на Одесской Киностудии
Выходцы из «эзотерического подполья Бpитaнии» Death in June стояли у истоков готической волны 80-х и остaвили знaчительный след в истоpии aнглийского пост-пaнкa.
Они создaли новое эстетическое нaпpaвление — «дapк-фолк», и по сей день остaются непpевзойденными в этом жaнpе, зaстaвившем в свое вpемя сотни тысяч людей по всей Евpопе зaдумaться о том, что совpеменный миp дaлеко не лучший из возможных.
В отличие от многих своих единомышленников Douglas Pearce (Дуглас Пирс, основатель и бессменный лидер Death In June) не разбрасывается словами и звуками, а и в самом деле относится к своему творчеству как к ритуалу, а к песне как к очистительному оружию, направленному против предрассудков и ложных авторитетов.
«Death in June вновь в Одессе!» — новость с таким заголовком с месяц назад взбудоражила одесских меломанов.
Так исторически сложилось, что Death in June не нуждаются в представлении определенному узкому кругу украинского слушателя – на протяжении последних двух десятков лет группу здесь знают, любят и слушают.
Более того Death in June уже дважды посещали Украину с концертами, выступив в Киеве в 2012 году и в Одессе в 2013.
Однако с ростом количества концертов, распространением интернета, соц-сетей и платформ вроде Last-Fm, открывающих наследие группы новому поколению слушателей, закономерно и появление множества вопросов.
Кто такой Даглас Пирс, откуда он пришел, куда идет, что делал все эти годы и как чувствует себя сейчас?
По признанию самого Дагласа Пирса, вся его музыкальная деятельность, начиная с юности, была осознанным движением к той точке, в которой он находится сейчас, однако прошлое более не имеет значения для него.
Так или иначе, основанный им Death in June на сегодняшний день благополучно пребывает на 34м году своей жизни. Образовавшийся в 1981 году из осколков панк-проекта Crisis, переживший многочисленные изменения стиля и состава участников и превратившийся практически в сольный проект Дагласа Пирса, Death in June заслуженно считается родоначальником и каноническим воплощением музыкального стиля дарк-фолк.
Простой гитарный аккомпанемент, вкрадчивый и одновременно бодрый вокал, электронные семплы и обширная перкуссивная секция – вот основные составляющие музыкальной ипостаси проекта.
Арсенал же визуальных средств выразительности музыканта менее традиционен – военная форма, карнавальные маски, рунические символы, ЛГБТ-символика.
Использование столь неоднозначных средств является причиной того, что в адрес группы регулярно звучат обвинения в пропаганде нацистских идей, едва ли соответствует действительности, поскольку эстетика неофолка в силу своей романтической наклонности попросту не берет во внимание понятие политкорректности — музыканты, работающие в этом жанре, отрицают наличие какой-либо политической идеологии или заявляют, что политика является для них лишь способом выражения своих творческих идей и интеллектуальных концепций.
Несмотря на проблемы с восприятием символики, кадровые изменения, скандал с лейблом World`s serpents distribution и прочие трудности, на протяжении своего существования проект вел достаточно активную концертную и студийную деятельность.
На сегодняшний день на счету у Death in June более сорока альбомов, синглов и компиляций. Гастрольная карта группы не менее впечатляющая. Однако в период с 2005 по 2011 год Даглас Пирс вёдет затворнический образ жизни, вернувшись на сцену лишь в конце 2011года – в честь 30-летнего юбилея проекта.
В официальном сообщении, опубликованном на сайте Death in June, Пирс отмечал, что очень сомневается в вероятности юбилейного тура в честь 35-ти или 40-летия, так что сейчас или никогда. Возможно именно поэтому тур охватил 18 стран мира – уж очень соскучилась преданная публика и, откровенно говоря, по описанию он походил не только на юбилейный, но и на прощальный.
Благо предположения не оправдались.
От концерта к концерту внимательные поклонники замечали как их кумир становится всё бодрее и оптимистичнее. Так уже в 2012 году Пирс отправляется в следующий тур с говорящим названием «We drive East», в рамках которого впервые посещает Украину.
И хотя на афише среди прочей полезной информации красовалась надпись «с первым и последним концертом в Украине», отыграв свой украинский дебют в киевском клубе Sullivan room, Пирс остался доволен и готовым к новой встрече с местным слушателем.
Одновременно с возрастанием количества концертов в Украине резко сократилось количество оных в России, что вызывает немало вопросов и споров. Ответы автор попытался искать как сам, так и непосредственно обратившись к Дагласу и компании, которую он привез с собой в этом году.
Несмотря на то, что карты уже раскрыты, маски сброшены, а вышиванки надеты и симпатии мистера Пирса по отношению к Украине не вызывает сомнений, есть еще несколько достойных внимания моментов. Во-первых, со стороны соседнего государства, вдруг ставшего негостеприимным по отношению к музыкантам, использующим неоднозначную символику.
Общеизвестно, что в начале года легендарная словенская группа Laibach отказалась от выступлений на территории Российской Федерации, разместив на своей официальной странице обращение к русскому слушателю, в котором сообщалось, что их агент получил «совет» сверху, отказаться от идеи организации концертов в связи с «высоким политическим риском тревожной реакции со стороны местных «православных» активистов».
Кроме того, в сообщении упоминается, что, возможно, Laibach – не единственная группа в негласном «черном списке» и данное предположение кажется весьма убедительным, если вспомнить историю с московским концертом Psychic TV и инициативной группой «Буревестник».
И главное, последнее подтверждение – со слов Дагласа Пирса и Томаса Бойдна из Die Weisse Rose, подобные предупреждения от организаторов поступали и в их адрес, что не столь страшно, сколь неприятно самим музыкантам.
И вот Даглас Пирс в третий раз приезжает в Украину, чтобы отыграть концерты в Одессе, Киеве и, в зависимости от обстановки в Мариуполе. Приезжает в хорошем расположении духа, с сюрпризами и друзьями.
В этот раз сцену с ним делят словацкий аккордеонист и клавишник Миро Снейдр, шведский экспериментальный музыкант Михаэль Идехолл, а так же Гэри Кэри из Joy of Life и Ким Ларсен из :of the wand and the moon:, выступающие однако в рамках проекта Die Weisse Rose Томаса Бойдна.
Может показаться, что музыканты, являющиеся друзьями в реальной жизни, просто приехали хорошо отдохнуть вместе, что в общем-то недалеко от истины, ведь одной из отличительных черт мероприятий организуемых лейблом CardioWave является особая, теплая атмосфера.
Впрочем, и другие особенности мероприятий CardioWave достойны внимания.
В первую очередь то, что они носят скорее просветительский, нежели коммерческий характер, что, как показывает практика, пока еще удивляет неискушенного слушателя, не привыкшего к тому, что после концерта можно спокойно пообщаться с музыкантами, но билеты доступны только при условии предварительного бронирования.
Можно сказать, что концерты организуются любителями музыки для любителей музыки, от души и для души. Кроме того, мероприятия чаще всего проходят в формате мини-фестивалей, ведь на сцену в один вечер выходит сразу несколько проектов.
Некоторые из них к тому же являются малоизвестными или совсем неизвестными на Украине, что способствует расширению кругозора слушателя и аудитории музыканта.
Так Miro Sneijr (Миро Снейдр), известный тем, что записал альбом фортепианных кавер-версий на популярные композиции Death in June а затем стал одним из участников проекта, вечером 15 мая смог презентовать публике свою сольную программу.
В просторном зале арт-центра им. Веры Холодной, находящегося на территории Одесской Киностудии, располагающим техническими возможностями транслировать видеоряд не только на сцену, но и на стены, погас свет, зажглись видео-звёзды и заиграла музыка. Спокойная и трогательная, как и сам автор.
Идеальное вступление как для концерта в целом, так и для короткого совместного сета с Пирсом, который последовал далее.
После чего на сцену вышли Die Weisse Rose – еще один яркий представитель дарк-фолк сцены, более склоняющийся к стилю martial industrial. Несмотря на то, что проект существует с 2001 года, его дискография на сегодня представлена лишь одним альбомом, тем не менее, музыканты часто и довольно ярко выступают, благодаря чему очень известны в кругах почитателей жанра.
Выступления группы эффектны и театрализованы, более походят на ритуалы, где важно и продумано каждое слово, каждое движение. Красный свет, дым, музыканты облачены в черное, сосредоточены и полностью поглощены тем, что делают.
В соответствии с традициями жанра, предполагающими акцент на ударных, Ким и Гэри бьют в барабаны, пока Томас в сопровождении специально записанных семплов рассказывает о жизни, смерти и свободе.
Проект назван в честь группы сопротивления «Белая роза», действовавшей при Третьем рейхе. И фраза «Es lebe die Freiheit!», ставшая последними словами одного из участников группы сопротивления перед казнью, теперь звучит рефреном из уст Томаса Бойдна.
Сет был коротким, но очень убедительным, музыканты ушли в сопровождении аплодисментов, предоставляя сцену для основного действа. Предвидев все ожидания публики и даже больше, музыканты очень ответственно подготовились.
Первым на сцену вышел Миро – теперь уже в качестве аккордеониста Death in June, в традиционной маске и… вышиванке. Вышел, чтобы по-своему сыграть «Ти ж мене підманула» уже и без того шокированной публике, пока Даглас Пирс готовится к выходу.
Выходу, конечно же, тоже в вышиванке, вызвавшему бурные аплодисменты и множество радостных возгласов. Ведь таким образом легенда дарк-фолка выразил свои симпатии и поддержку Украине.
А по окончании длинного, традиционно волшебного, по особенному воздействующего на слушателей, сета, пожелал всем мира. Стоит отметить, что музыкант, как всегда, под конец сета исполнял и песни по заявкам, что свидетельствует об особо трепетном и уважительном отношении к слушателю.
Однако Пирс в тот вечер решил сделать еще один подарок поклонникам, выйдя на сцену с Гэри Кэри, принимавшем участие в записи композиции Hail! The white Grain, чтобы исполнить ее вместе спустя столько лет, а затем уже традиционно отправиться в зал общаться и фотографироваться с поклонниками.
Но и на этом вечер не закончился – после небольшого перерыва самых стойких и искушенных слушателей ждал мрачный сет с убедительным видеорядом от Михаэля Идехолла. Более получаса на сцене и стенах зала появлялись и исчезали изображения черепов, лицо Михаэля и кладбищенские пейзажи, а в воздухе вибрировала и гудела его удивительно продуманная музыка, стилистически представляющая собой минималистичный дроун-эмбиэнт с элементами нойза.
Идехолл – музыкант, которого кажется сложно слушать, при этом совершенно невозможно покинуть зал и удержаться от желания потанцевать в некоторых моментах!
Казалось, сет представлял собой очень цельный и сложный аудио-спектакль, идеально подходящий для завершения столь насыщенного вечера. Хотя заканчивать его не хотелось.
Фоторепортаж с концерта Death in June в Бернардации, 2014 год.
Текст — Виктория Деменко;
Фотографии — Александр Воропаев
Больше информации об авторе
Подписывайтесь на мои страницы в социальных сетях и следите за обновлениями
Связь с автором